Наш адрес: Свердловская область, Артинский район, с.Курки ул. Заречная, 45 (тел/факс) – 8(34391) 6-26-36 почта: kurkis@yandex.ru

 

GISMETEO: Погода по г.Арти

Как выбрать профессию

Схема решения задачи о выборе профессии (Е.А.Климов)
Процесс решения задачи о выборе включает пять операций (совокупность действий):

  • 1-я операция – составить для себя общую ориентировку в мире профессий и совокупность личных качеств, важных при выборе профессии; 
  • 2-я операция – выяснить потребность района, города, области в кадрах, где больше всего нужны ваши головы, знания, руки, молодой задор; 
  • 3-я операция – использовать разнообразные источники для получения знаний о профессиях: книги, телевидение, кино, экскурсии на предприятия и др. 
  • 4-я операция – сделать заключение о наиболее подходящем типе профессии, затем классе, отделе, группе специальностей; 
  • 5-я операция – сделать заключение о первом шаге на пути освоения избранной профессии, пройти ролевую практику. Здесь важно посоветоваться с врачом, классным руководителем, учителями, старшими членами семьи, представителями изучаемой профессии. 

Но окончательное решение принимать самому.

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫБОРОМ  ПРОФЕССИИ

Можно выделить две основные группы причин и затруднений при выборе профиля и профессионального самоопределения. 

Неадекватное отношение к различным обстоятельствам выбора:

  • Отношение к выбору профессии по модели преуспевающего специалиста. Учащиеся часто, выбирая профессию, ориентируются сразу на высшую квалификацию. Педагогу важно довести до сознания учеников, что к этому ведет многоступенчатая лестница трудовых занятий, и, потому, естественно начинать восхождение с нижних ступеней. Важно нацелить учеников не на конкретную профессию, а на суть профессионального становления. 
  • Низкий социальный статус профессии проявляется в том, что ряд профессий, важных для общества, считаются недостойными, неприятными. 
  • Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Только познав свои способности, склонности, возможности их развития, собрав информацию о профессии, следует лично сделать  выбор. 
  • Перенос отношения к человеку-профессионалу иной профессии – на самое профессию. Необходимо нацелить подростков, что, прежде всего, надо учитывать специфику труда, а не обосновывать свой выбор личной симпатией к конкретному представителю той или иной профессии.
  • Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Важно научить ученика проникать за зримые явления ( или, наоборот, за кажущуюся незримость) профессии, вскрывать ( усилием мысли и путем направленного поиска нужной информации) существенные стороны повседневного труда профессионала. Это даст возможность действительно обрести веские доводы «за» и «против» при выборе именно этой профессии. 

Недостатки знаний, опыта, информированности о существенных состояниях выбора: 

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей). За каждым учебным предметом стоит не одна, а много самых различных профессий; одни из них непосредственно связаны с учебной дисциплиной, другие менее тесно, и на это необходимо обратить внимание учеников. 
  • Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Механизация и автоматизация производства, внедрение поточных линий, станков с числовым программным управлением приводит к тому, что меняется характер труда во многих профессиях.

За старым названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда. Поэтому необходимо, чтобы школьники знали именно о современном облике профессии, ее технической эволюции. 

  • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Практически все выпускники учреждений интернатного типа имеют выраженные медицинские противопоказания. Медицинские противопоказания часто имеют системный характер. В связи со слабой общеобразовательной подготовкой, социальной незрелостью многие выпускники ориентируются на получение профессии в учебном заведении начального профессионального образования, для поступления в которые идет жесткий отбор абитуриентов по состоянию здоровья.

Таким образом, построение профессионально-образовательного плана выпускников происходит с учетом множества медицинских ограничений; 

  • Неумение разобраться отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (способностях, склонностях и т.д.). 
  • Незнание основных действий, операций и их порядка при решении вопроса о выборе профессии, особенностях труда профессионала. 
  • Закрытость детского дома приводит к ограниченному социальному опыту, поэтому перечень знакомых профессий достаточно мал. 
  • Не умение связать тот или иной профиль с конкретными профессиями. 

При выборе профиля или профессиональном самоопределении следует учитывать следующие факторы:

  • Позиция значимых взрослых (например, воспитателей, директора детского дома, родителей или лиц, их заменяющих):
    • взрослые предоставляют значительную свободу, это требует от детей большей инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего; 
    • взрослые не согласны с выбором ребенка и категорически предлагают сделать другой выбор; 
    • взрослые и дети единодушны в выборе профессии, и первые содействуют вторым добрым советом.

Если взрослые стоят на второй позиции, то необходимо помочь ученику бесконфликтно выйти из этой ситуации.

  • Позиция товарищей. Дружеские связи в этом возрасте очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Следует помнить о том, что в рамках интернатного учреждения складывается стихийное коллективное образование, которое очень мощно управляет поведением членов. Могут сложиться разные ситуации:
  • за «компанию» пойдешь – неизвестно, полюбится ли профессия, не пришлось бы через год-два бросить учебу; 2) пойдешь «по интересам» – другие почему-то рассматривают как измену. 

Поэтому психологу необходимо убедить воспитанника, что правильным будет всегда решение, которое соответствует интересам личности, а настоящие друзья – не те, кто давит, а те, кто понимает.

  • Позиция учителей, школьных педагогов, воспитателей. Учителя, воспитатели, вооруженные знаниями общей, возрастной и педагогической психологии, зная потребности общества в тех или иных специальностях, наблюдая и изучая ученика в течение нескольких лет, могут дать верный совет относительно выбора будущей профессии.
  • Факторы психологического характера: специалисты отмечают, что у детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, наблюдаются изменения в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах. Все это влечет за собой формирование искаженных представлений ребенка о себе. Отмечено также, что отсутствие позитивной родительской среды, в которой закладываются основы формирования гармоничной, физически и психологически здоровой личности ребенка, искажает структуру ролевого взаимодействия между воспитанниками и их педагогами и воспитателями. Общепринятая модель опеки часто оказывается неработающей. Она ограничивает возможности развития самостоятельности, автономности, социальной адаптации у детей-сирот, слабо ориентирует на формирование навыков самопрезентации, умения действовать в конкурентной ситуации.
  • Факторы социального характера: увязывание профессиональных планов выпускника с возможностями, а иногда и с желанием руководства профессиональных учебных заведений, поэтому в последний момент профессиональные планы ломаются, и ребенок попадает на обучение не по желаемой специальности. Для многих ребят профессиональный план строиться с учетом жизненной ситуации (выбор профессии и учебного заведения под влиянием друзей: «туда идет мой друг (подруга)…», близость учебного заведения к родному дому, к родственникам), наличие-отсутствие общежития при учебном заведении, закрепленного жилья. Такой вариант профессионального выбора возможен, но неподкрепляемый интересом ребенка, он становится вынужденным, и вряд ли позволит в дальнейшем закрепиться на рабочем месте.
  • Личные профессиональные планы (мысленное представление будущего). Можно предложить ученикам следующую конструкцию в выборе личного профессионального места работы: 
  • главная цель (что буду делать, какой трудовой вклад внесу в общенародное дело, каким буду, с кем буду, где буду, чего достигну, мой идеал жизни и деятельности); 
  • цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (первая область деятельности, специальность, работа, чему и где учиться; первое трудовое место после окончания учебы, перспективы повышения мастерства, профессионального роста); 
  • пути и средства достижения ближайших конкретных целей (изучение профессиональной и справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение); 
  • внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, противодействия тех или иных людей); 
  • внутренние условия достижения целей (свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности); 
  • запасные варианты целей и путей, их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Воспитателю важно упредить составление морально несостоятельных планов, например: лишь бы в вуз, туда, где конкурс поменьше, не важно, куда, «туда, где знакомые помогут поступить».
  • Уровень притязаний на общественное признание. Уровень притязаний – представление человека о том, какое место среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности притязаний на первую ступень профессиональной подготовки.
 
Главная.    Нормативные документы.   Руководители школы.   Режим работы.   Итоговая аттестация.   ФГОС.   Публичный доклад.   Школьные новости.   Фотоальбомы.   Школьный музей.   Родителям.   Контакты.
Сайт создан в системе uCoz